Наименование профессии /специальности:Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы (по видам)
Срок обучения:2 г. 10 мес., 3 г. 10 мес. (углубленная подготовка).
Базовое образование:основное общее.
Квалификация:Художник народных художественных промыслов; художник-мастер, преподаватель.
Общая характеристика профессиональной деятельности:художественное проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства; образование художественное в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
Требования к профессиональной подготовке:
Должен знать:
- технологический процесс исполнения произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также физические и химические свойства материалов, применяемые при их изготовлении;
- цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов;
- закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;
- свойства применяемых материалов и эстетические качества;
- принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла, используя информационные технологии в профессиональной деятельности.
Должен уметь:
- разрабатывать авторские проекты, макеты произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов с учетом технологических требований;
- использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности;
- применять графические, живописные и пластические методы при разработке и оформлении авторских проектов; проводить работу по отбору, анализу и обобщению подготовительного материала;
- находить новые художественно-пластические решения для каждой творческой задачи; разрабатывать художественно-графические проекты произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и воплощать их в материале.
Общие компетенции:
Должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);
- использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
- использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции по видам деятельности:
Должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Творческая и исполнительская деятельность:
- изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи;
- создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале;
- собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;
- воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия декоративно-прикладного искусства (по видам);
- выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов;
- самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства;
- владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;
Производственно-технологическая деятельность:
- копировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства;
- варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.
- составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства;
- использовать компьютерные технологии при реализации замысла в изготовлении изделия традиционно-прикладного искусства;
- планировать работу коллектива исполнителей и собственную деятельность;
- контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства;
- обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности.
Педагогическая деятельность:
- осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;
- использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;
- использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока;
- использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- планировать развитие профессиональных умений обучающихся;
- применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых художественных школ.
Профессионально-важные качества:
- развитый эстетический и художественный вкус,
- твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор),
- пространственно-образное мышление,
- хорошая память,
- устойчивость внимания,
- ответственность,
- целеустремлённость,
- самостоятельность,
- организованность.
Медицинские противопоказания:
- нарушение координации движений,
- кожные заболевания, дальтонизм,
- нервно-психические заболевания.
Родственные профессии/специальности:
- Актёрское искусство.
- Вышивальщица.
- Живопись (по видам).
- Изготовитель художественных изделий из дерева.
- Народное художественное творчество (по видам).
- Художник росписи по дереву
Области применения и возможные места работы:предприятия народных художественных промыслов; культурно-просветительские учреждения и организации художественного профиля независимо от их организационно-правовых форм, образовательные учреждения
Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку по данной профессии/специальности: |
БПОУ «Чебоксарское художественное училище (техникум)» Минкультуры Чувашии | 428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., 35, тел. (8352)23-06-14 http://www.chebartschool.ru/ e-mail:hudush@rchuv.ruАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |