Наименование профессии /специальности:Сольное и хоровое народное пение (по видам): Срок обучения:3 г. 10 мес. Базовое образование:основное общее Квалификация: - Артист-вокалист; - Преподаватель; - Руководитель народного коллектива. Общая характеристика профессиональной деятельности: - исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста хора, ансамбля, солиста на различных сценических площадках); - педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях спо); - организационная деятельность (руководство народными коллективами, организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений). Требования к профессиональной подготовке: Должен знать: - сольный и хоровой репертуар средней сложности, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки; - художественно-исполнительские возможности голосов; - особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания; - профессиональную терминологию; - ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки; - художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле и хоре; - особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе народного хора и ансамбля, специфику репетиционной работы вокального ансамбля; - исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными требованиями); - специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано; - выразительные и технические возможности фортепиано; - основы теории воспитания и образования; - психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста; - требования к личности педагога; - творческие и педагогические вокальные школы, современные методики постановки голоса, преподавания специальных (вокальных и хоровых дисциплин); - педагогический (вокальный и хоровой) репертуар детских музыкальных школ и детских школ искусств; - профессиональную терминологию; - порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах. - сольный, ансамблевый и хоровой исполнительский репертуар и практику его использования в творческих коллективах; - основные этапы истории песенных и певческих стилей различных регионов россии; - профессиональную терминологию; - основные положения теории менеджмента, особенности предпринимательства в профессиональной сфере
Должен уметь: - использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; - профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с хоровыми, сольными и ансамблевыми программами; - использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; - применять теоретические знания в исполнительской практике; - пользоваться специальной литературой; - слышать партии в хоре и ансамблях с различным количеством исполнителей; - согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле и хоре; - самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с программными требованиями); - использовать выразительные возможности фортепиано для достижения художественной цели в работе над исполнительским репертуаром; - использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и хоровыми произведениями, в концертных выступлениях. - делать педагогический анализ ситуации в классе индивидуального творческого обучения; - определять важнейшие характеристики голоса обучающегося и планировать его дальнейшее развитие; - пользоваться специальной литературой - организовывать репетиционно-творческую и хозяйственную деятельность творческих коллективов; - определять музыкальные диалекты; - анализировать исполнительскую манеру; - аранжировать песни для сольного и хорового исполнения; - использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; - применять теоретические знания в исполнительской практике; - пользоваться специальной литературой; - исполнять инструментальную партию на простейших инструментах в концертных номерах.
Общие компетенции: Специалист по сольному и хоровому народному пению должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; - организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; - решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; - работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством; - ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий; - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; - ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; - исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей); - использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности; - использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции по видам деятельности: Специалист по сольному и хоровому народному пению должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: - целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями); - осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах; - применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии; - выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений; - систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара; - применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач; - осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях спо; - использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности; - использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе; - осваивать основной учебно-педагогический репертуар; - применять классические и современные методы преподавания, вокальных и хоровых дисциплин, анализировать особенности народных исполнительских стилей; - использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; - планировать развитие профессиональных умений обучающихся; - применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики деятельности педагогических и творческих коллективов; - исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности; - использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста по организационной работе в учреждениях образования и культуры; - создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей. Профессионально-важные качества: - музыкальный слух; - сильный, гибкий, красивый голос; - артистические способности; - чувство ритма; - музыкальная память; - терпение, целеустремленность; - развитое воображение; - творческие способности (склонность к импровизации, гибкость мышления); - сильная воля; - экспрессивность.
Медицинские противопоказания: - Заболевания дыхательной системы. - Заболевания органов слуха. - Заболевания опорно-двигательного аппарата. - Заболевания нервной системы.
Родственные профессии/специальности: -Инструментальное исполнительство (по видам инструментов); -Музыкальное искусство эстрады; -Народное художественное творчество(по видам); Области применения и возможные места работы: - детские музыкальные школы, детские школы искусств; - детские хоровые школы; - общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования.
|