Сольное и хоровое народное пение

Наименование профессии /специальности:Сольное и хоровое народное пение (по видам):

Срок обучения:3 г. 10 мес.

Базовое образование:основное общее

Квалификация:

- Артист-вокалист;

- Преподаватель;

- Руководитель народного коллектива.

Общая характеристика профессиональной деятельности:

- исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста хора, ансамбля, солиста на различных сценических площадках);

- педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях спо);

- организационная деятельность (руководство народными коллективами, организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений).

Требования к профессиональной подготовке:

Должен знать:

- сольный и хоровой репертуар средней сложности, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

- художественно-исполнительские возможности голосов;

- особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;

- профессиональную терминологию;

- ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

- художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле и хоре;

- особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе народного хора и ансамбля, специфику репетиционной работы вокального ансамбля;

- исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными требованиями);

- специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано;

- выразительные и технические возможности фортепиано;

- основы теории воспитания и образования;

- психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;

- требования к личности педагога;

- творческие и педагогические вокальные школы, современные методики постановки голоса, преподавания специальных (вокальных и хоровых дисциплин);

- педагогический (вокальный и хоровой) репертуар детских музыкальных школ и детских школ искусств;

- профессиональную терминологию;

- порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах.

- сольный, ансамблевый и хоровой исполнительский репертуар и практику его использования в творческих коллективах;

- основные этапы истории песенных и певческих стилей различных регионов россии;

- профессиональную терминологию;

- основные положения теории менеджмента, особенности предпринимательства в профессиональной сфере

Должен уметь:

- использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

- профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с хоровыми, сольными и ансамблевыми программами;

- использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

- применять теоретические знания в исполнительской практике;

- пользоваться специальной литературой;

- слышать партии в хоре и ансамблях с различным количеством исполнителей;

- согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле и хоре;

- самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с программными требованиями);

- использовать выразительные возможности фортепиано для достижения художественной цели в работе над исполнительским репертуаром;

- использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и хоровыми произведениями, в концертных выступлениях.

- делать педагогический анализ ситуации в классе индивидуального творческого обучения;
использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

- определять важнейшие характеристики голоса обучающегося и планировать его дальнейшее развитие;

- пользоваться специальной литературой

- организовывать репетиционно-творческую и хозяйственную деятельность творческих коллективов;

- определять музыкальные диалекты;

- анализировать исполнительскую манеру;

- аранжировать песни для сольного и хорового исполнения;

- использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

- применять теоретические знания в исполнительской практике;

- пользоваться специальной литературой;

- исполнять инструментальную партию на простейших инструментах в концертных номерах.

Общие компетенции:

Специалист по сольному и хоровому народному пению должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;

- ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);

- использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности;

- использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции по видам деятельности:

Специалист по сольному и хоровому народному пению должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

- целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями);

- осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах;

- применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии;

- выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;

- систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара;

- применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач;

- осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях спо;

- использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

- использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе;

- осваивать основной учебно-педагогический репертуар;

- применять классические и современные методы преподавания, вокальных и хоровых дисциплин, анализировать особенности народных исполнительских стилей;

- использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- планировать развитие профессиональных умений обучающихся;

- применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики деятельности педагогических и творческих коллективов;

- исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности;

- использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста по организационной работе в учреждениях образования и культуры;

- создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.

Профессионально-важные качества:

- музыкальный слух;

- сильный, гибкий, красивый голос;

- артистические способности;

- чувство ритма;

- музыкальная память;

- терпение, целеустремленность;

- развитое воображение;

- творческие способности (склонность к импровизации, гибкость мышления);

- сильная воля;

- экспрессивность.

Медицинские противопоказания:

- Заболевания дыхательной системы.

- Заболевания органов слуха.

- Заболевания опорно-двигательного аппарата.

- Заболевания нервной системы.

Родственные профессии/специальности:

-Актёрское искусство;

-Вокальное искусство;

-Инструментальное исполнительство (по видам инструментов);

-Музыкальное искусство эстрады;

-Народное художественное творчество(по видам);

-Теория музыки;

-Хоровое дирижирование

Области применения и возможные места работы:

- детские музыкальные школы, детские школы искусств;

- детские хоровые школы;

- общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования.

Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку по данной профессии/специальности

БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии

428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., 33, тел. (8352)45-39-73http://muzuch.ru

e-mail:muzuch@chebnet.comАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.