Вокальное искусство

Наименование профессии /специальности:Вокальное искусство

Срок обучения:3 г. 10 мес.

Базовое образование:основное общее

Квалификация:Артист-вокалист, преподаватель

Общая характеристика профессиональной деятельности:Исполнительская и репетиционно-концертная деятельность (в качестве артиста хора, ансамбля, солиста на различных сценических площадках). Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

Требования к профессиональной подготовке:

Должен знать:

- сольный исполнительский репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров средней сложности;

- художественно-исполнительские возможности голосов;

- особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;

- основные этапы истории и развития теории сольного вокального исполнительства;

- профессиональную терминологию;

- ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров;

- художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле;

- особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе хора и ансамбля, специфику репетиционной работы вокального ансамбля;

- исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными требованиями);

- специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано;

- выразительные и технические возможности фортепиано;

- основы сценической речи и сценического движения;

- основы теории воспитания и образования;

- психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;

- требования к личности педагога;

- творческие и педагогические вокальные школы, современные методики постановки голоса, преподавания специальных (вокальных дисциплин);

- педагогический (вокальный) репертуар Детских музыкальных школ и Детских школ искусств;

- профессиональную терминологию;

- порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах.

Должен уметь:

- целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар;

- осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в хоровых и ансамблевых коллективах в условиях концертной организации и театральной сцены;

- выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;

- создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.

Общие компетенции:

Артист-вокалист, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;

- ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);

- использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности;

- использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенциипо видам деятельности:

Артист-вокалист, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Исполнительская и репетиционно-концертная деятельность:

- целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и

ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями);

- осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в хоровых и ансамблевых коллективах в условиях

концертной организации и театральной сцены;

- применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии;

- выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;

- осваивать сольный, ансамблевый, хоровой исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями;

- применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач;

- исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и

концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности;

- создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.

Педагогическая деятельность:

- осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

- использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

- использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и

проведения урока в исполнительском классе;

- осваивать основной учебно-педагогический репертуар;

- применять классические и современные методы преподавания вокальных дисциплин, анализировать особенности

отечественных и мировых вокальных школ;

- использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- планировать развитие профессиональных умений обучающихся;

- владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

Профессионально - важные качества:

- музыкальный слух;

- сильный, гибкий, красивый голос;

- артистические способности;

- чувство ритма;

- музыкальная память;

- терпение;

- целеустремленность;

- развитое воображение;

- коммуникабельность;

- энергичность;

Медицинские противопоказания:

- пониженный слух;

- сильный сколиоз с противопоказаниями работы в статичной позе и больших нагрузок на позвоночник.

Родственные профессии/специальности:

- Арт-менеджер.

- Артист академического хора, ансамбля.

- Артист театра оперетты.

- Музыкальный журналист.

- Музыкальный критик.

- Музыкальный редактор.

- Оперный певец.

- Организатор массовых мероприятий.

- Педагог вокала.

Области применения и возможные места работы: учреждения культуры, искусства (филармонии, музыкальные театры; дома культуры и т.д.), общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей

Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку по данной специальности /профессии:

БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище(техникум) им. Ф. П. Павлова» Минкультуры Чувашии

428017, г. Чебоксары, Московский проспект,

дом 33, корп.1 Тел. 45-39-73

http://muzuch.ru/

e-mail:muzuch@chebnet.com